Икона в киоте Среда
24 Апреля 2024
17:33
Приветствую Вас Гость |RSS                                      Киот - дом иконы, реставратор - врач икон Главная | Реставрация икон и картин. | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

 Реставрация, как и хирургия,  должна быть только профессиональной.
Немного о профессии.

Реставратор станковой темперной живописи (икон) и станковой масляной живописи (картин) - узкая специализация. Высшее (среднее) специальное образование в государственном/аккредитованном ВУЗе(ССУЗе) только по дневной форме обучения. Аттестация в Министерстве культуры РФ(как бы оно на данный момент не называлось). (С 2005 г. работа Аттестационной комиссии временно прекращена). Художественное образование (любое) не дает навыков реставрации. Профессия (специальность) в дипломе только государственного образца называется художник-реставратор, специализация - живопись Подробнее тут.

 Подтверждающие документы - 1.Диплом государственного образца:   направление "живопись", специальность "художник-реставратор" (только эта!).
                                             2.Аттестационное удостоверение с фотографией и гербовой печатью (станковая темперная живопись - реставрация икон, станковая масляная живопись - реставрация картин на холсте и икон в технике масляной живописи). Для закончивших обучение до 2004 года.

О реставрации.

Основное правило профессионального реставратора - сохранить все дошедшие до него фрагменты первоначальной ("авторской") живописи иконы (т.е. самого священного изображения).  
Все написанное относится и к реставрации картин. 
При раскрытии (удалении или утончении потемневшего покрытия, а также при удалении записей) необходимо ничем не повредить первоначальному изображению (говоря простым языком - не смыть и не поцарапать его).
Утраченные фрагменты  восстанавливаются строго в границах утрат, первоначальная живопись ничем не перекрывается. При этом реставратор тщательно копирует стиль и технику живописи иконы, стараясь не внести ничего от собственного вкуса и предпочтений. 
Все это требует специальных теоретических знаний в нескольких областях, навыков, опыта работа с руководителем и еще - критического взгляда на свою работу, профессиональной самодисциплины. 

Самоучки этих правил и требований, естественно, не соблюдают, считая, что смогут скрыть последствия своей самодеятельности и "дорисовать" утраченное. Причем утраченное не только к моменту получения иконы, но и в процессе выполняемой ими "починки". 
Ведь такие люди не имеют необходимых специальных навыков, знаний, и умения ими пользоваться осмысленно, а, в лучшем случае, только механически воспроизводят несколько случайных приемов.
Неопытный человек сразу может не заметить размера ущерба, нанесенного его иконе (картине) при такой "починке". Но факт порчи никуда не денется, просто спустя некоторое время владельца ждет осознание этого печального результата "экономии" денег или времени. 
В реставрации нет ни более сложных или простых действий, ни таинственных самодействующих веществ или инструментов. Все зависит от уровня знаний, образования и профессионализма. Поэтому и профессиональная терминология не содержит слов "подчистить", "подкрасить", "дорисовать" и "быстренько подклеить и подмазать".
Профессионал - тот кто долго учился в нужном месте своему делу, а не тот, кто может зарабатывать деньги даже тем делом, которому не учился и которое выполняет плохо. Мой любимый пример: два человека со скальпелем могут часто им резать - хирург и маньяк.
Самая лучшая и понятная аналогия профессии реставратора - врач узкого профиля. Как по способу получения и совершенствования профессиональных навыков, так и по уровню ответственности.
Реставратор - врач произведений искусства.

Внимание! Для владельца также важно довезти до реставратора разрушающуюся икону в горизонтальном положении, не утратив ее еще сохранившихся частей. См. обязательные рекомендации!

 
Основная последовательность реставрационных работ для икон:

1. Укрепление (или консервация) разрушающихся
красочного слоя (живописи) и левкаса (грунта иконы).
1а. При необходимости - консервация деревянной основы (доски/досок) иконы: склейка, разного рода фиксация стыков досок, отщепов, заделка трещин, восполнение древесины в местах ожогов и иных утрат и т.д.
1б. Проверка на наличие живого жука-точильщика. При необходимости проводится вымораживание в специальном режиме, 3-4 месяца.
2. Удаление или утончение потемневшего покровного слоя (олифы, лака).
2а. При необходимости (и наличии) удаление сплошных записей или частичных прописей с авторской живописи иконы.
3. Обнаружение, замена вставок левкаса и восполнение утрат авторского левкаса иконы.
4. Выполнение тонировок в местах утрат красочного слоя  (т.е. изображения). Обычно используется акварель, как наименее изменяющая свой цвет со временем краска.
5. Нанесение защитного реставрационного покрытия (лака).

В реставрации картин на холсте имеются некоторые отличия, но общий ход такой же - консервация, раскрытие, тонировки в местах утрат.

Качественная консервация - фундамент для всех реставрационных процессов и залог сохранности памятника в будущем. Сходство с фундаментом здания еще и в том, что во многом это т.н."скрытая работа", проконтролировать правильность исполнения которой у непрофессионала невозможно. Рассчитывать можно только на крепкие и качественные многолетние профессиональные навыки и привычки.

Важно:
Золото на старой иконе почти всегда потертое, неровное. Это один из признаков возраста. Сделать новенькую, ровно сияющую золотую поверхность при реставрации невозможно, не повредив сохранившимся частям иконы. Кроме того, такое золочение сильно снижает ее историческую, художественную, да и материальную ценность. Поэтому не стоит гнаться за блескои и яркостью живописи, если их просто не может быть по причине возраста или художественных особенностей иконы.
Часто используемые в поздних, 19 века, иконах заменители дорогого золота - серебро, олово и др.белые металлы, покрытые желтыми лаками могут окисляться со временем. Т.е. на них появляются темные, серые, зеленоватые и т.п. пятна различного размера, исчезает блеск. Такая икона в принципе не сможет блестеть, с этим нужно смириться, как с морщинами и сединой в 120-летнем возрасте.

Помните, отреставрированная икона - не новая. Она нуждается в особо бережном и грамотном обращении, возможно, непривычном для вас и ваших знакомых. Примерно так, как залеченным больным зубом вы не будете разгрызать орехи, как в детстве. Даже если это было так привычно и удобно.
Впрочем, с новой иконой тоже следует обращаться согласно опубликованным у нас правилам.
Иначе, не заботясь о ее физической сохранности, странно говорить о почитании.

 

Примеры отреставрированных икон.

Икона "Усекновение Главы Иоанна Предтечи", 2 пол.  19века.                                               
1. До реставрации.    


2. После консервации живописи и древесины, раскрытия (удаления потемневшего покрытия) и восполнения утрат левкаса
2а. Восполнение утрат на залевкашенных торцах.
  

3. После реставрации. Тонированы все утраты живописи, использовано золото на участках фона с золочением.




Икона "Минея Март", 2 пол.  18века.  

 
1. После консервации и раскрытия от записей и потемневшей олифы. В местах многочисленных крупных 
и мелких утрат левкаса и красочного слоя видна доска.  



2. После восполнения утрат левкаса. Реставрационный левкас лежит строго в местах утрат, тщательно выровнен
 и нигде не перекрывает авторскую живопись. 



3. После реставрации. Тонированы все утраты живописи с реконструкцией утраченных фрагментов иконы в авторском стиле 
(т.е. в стиле живописи иконы, использованном ее автором). Применено твореное золото и акварель.



Икона "Богоматерь всех Скорбящих Радость", 2 пол.  19века.       
 1. До реставрации, ч/б съемка в боковом свете. Остатки живописи в аварийном состоянии, видны 
чешуйки и "домики" рельефных деформаций и отставаний левкаса и красочного слоя.  


 2. После консервации живописи, ч/б съемка в прямом свете.


2. После консервации живописи,цв. съемка в прямом свете. Выполнено бортовое укрепление левкаса 
(по сколам утрат левкаса нанесен тонкий слой реставрационного грунта), т.к. предполагалось закончить реставрацию 
на этом этапе из-за сильной утраченности изображения.  


Однако потом, по согласованию с  заказчиком, выполнено полное раскрытие и тонировки небольших утрат живописи. 
Позже реконструировано изображение в стиле авторской  живописи иконы. 
Конечным результатом реставрации по желанию заказчика может быть любой из этих вариантов. Хотя обычно предпочитают последний - полную реконструкцию

3. После  удаления потемневшего покрытия и записи, восполнения мелких утрат левкаса и тонировок (1 этап).


4. После  реставрации. После восполнения всех утрат левкаса и тонировок с реконструкцией утраченных фрагментов
 изображения в авторском стиле.
Заказчиком решено оставить позднюю поновительску вставку в верхнем правом углу иконы и контрольные участки записи на поле.
Так поступают, если хотят сохранить следы прожитой иконой сложной жизни. 
Здесь также виден весьма неравномерный блеск сохранившихся псевдозолотых участков изображения - так выглядит частично окислившийся
белый металл под желтым лаком, заменяющий золото. Такие утраты тонируют без использования золота, имитируя неровную фактуру сохранившихся участков


5. Фрагмент в нижнем левом углу иконы. До  реставрации.  
6. Фрагмент в нижнем левом углу иконы. После  реставрации.
 



Примеры отреставрированных памятников из музейных собраний.

Икона "Троица Ветхозаветная", 19века. Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение. 
Из собрания Центрального музея древнерусского искусства им.А.Рублева.


Неизвестный художник. Картина "Василий Шуйский", 18 век. Холст, масло.
Из собрания Государственного Исторического музея .

  



Поиск

Друзья сайта
  • Сайт РестПросвет
  • Конный театр НИКА
  • МикроклиматДифура


  • ikona-v-kiote.ucoz.ru © 2024