Икона в киоте Четверг
28 Марта 2024
20:41
Приветствую Вас Гость |RSS                                      Киот - дом иконы, реставратор - врач икон Главная | Советы реставратора | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

О киотах для икон
и рамах картин, о доставке на реставрацию. ВАЖНО!

Краткие рекомендации для владельцев икон и картин разработаны хранителем кафедры реставрации ПСТГУ О.В.Деминой в 2009г.

Для отреставрированной или писаной иконы
необходимо изготовить застекленный киот!

Киот - единственное общедоступное средство сохранить икону
без повреждений на долгие годы.

 

При освящении просите только слегка кропить икону,потом слегка промокните ее хорошо впитывающей чистой мягкой тканью, но не протирайте и не беритесь за лицевую поверхность. Лучше всего освящать прямо в киоте, особенно отреставрированные старые иконы.

Красочный слой(само изображение) и грунт на иконах растрескиваются и осыпаются от резких перемен температуры и влажности, сквозняка. Допустимые условия для хранения икон:

Необходимы стабильные, без резких колебаний, перегрева, прямого солнечного света и сквозняков, условия хранения. Температура воздуха +18 +22°C.  Относительная влажность φ50-65%.


Суточные колебания по обоим показателям не более 10%, т.е 1-2°C, 3-5% влажности. Подробнее – в правилах:


1. Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, т.е. не открывать все окна или форточки. Не открывайте окно, если с этой стороны сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности. В помещении с иконами нельзя мыть полы «по-морскому», поливая пол водой – резко возрастает влажность.

2. Не протирайте икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Постепенно вы уничтожите изображение. Снимать (стряхивать) пыль можно по необходимости (не часто, примерно 1раз в месяц, но регулярно) только сухой очень мягкой толстой кистью (беличьей) или бархоткой (что хуже), и только если красочный слой не разрушается. Лучше всего поместить икону в киот, это снимет массу проблем.

3. Недопустимо   попадание на икону прямых  солнечных лучей (резкий нагрев).

4. Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Сквозняки и холод приведут к разрушению краски и грунта иконы.

5. Ничем не мойте икону! Не пытайтесь "обновить" икону лаками, красками, маслами и прочим. Не протирайте икону никакими веществами (и освященными в том числе - канонически это ничем не обосновано),  они проникают в грунт и краску, разрушая  икону. Реставрировать её будет очень трудно или совсем невозможно.

6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, возле настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.

7. Не храните иконы в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Жучок за 2-3 года может превратить доску иконы в труху, избавиться от такого заражения очень сложно. Не вносите такие предметы в помещения с иконами. Не используйте даже для технических целей неокоренную древесину или древесину "с дырочками".

8. Чем больше свечей на подсвечнике – тем дальше он должен стоять от иконы, и не ближе длины самых больших свечей. Старайтесь не использовать подвесные подсвечники. Самые безопасные - в виде чаши с песком.

9.Сохранить икону до реставрации даже длительное время можно в горизонтальном положении, защитив её поверхность от любых прикосновений (напр., в шкафу или коробке). Так же горизонтально лучше и доставить ее реставратору, не протирая и не трогая ничем поверхность иконы.

10. Любое вмешательство людей, не имеющих специального именно реставрационного образования, вызовет через некоторое время новые разрушения или приведет к полной гибели иконы!


О киотах и рамах.

Застекленный киот представляет собой открывающийся деревянный ящик со стеклянной передней стенкой или дверкой. Внутри киота создается буферный микроклимат, ослабляющий неблагоприятные воздействия внешних условий, стекло, кроме того, препятствует механическому повреждению иконы. Резкие быстрые изменения температуры и влажности воздуха, сквозняки не могут причинить обычно сильного вреда, икона не пылится и её невозможно протереть тряпкой или испачкать.
Расстояние от поверхности иконы до стекла киота должно быть не менее общей толщины иконной доски и выступающей части шпонок, но в любом случае не менее 2-3 см. Шпонки не должны упираться в стенки киота. При возможных подвижках доски шпонка может немного выйти из паза, а если искусственно остановить ее движение, она может разорвать доску. Шпонки не прекращают коробление доски, а лишь уменьшают его интенсивность. Иконная доска при изменении температуры и влажности несколько сот лет слегка изгибается и выпрямляется (не на всю силу коробления, но на 0,5-2см в зависимости от размера). Поэтому зазор между боковой стенкой киота и краем шпонки должен быть не менее 1см. Икона фиксируется внутри киота вкладными деревянными брусками.
При изогнутой от времени (покоробленной) доске дополнительно учитывается высота её изгиба. Во внутренней рамке можно сделать фигурный вырез под сильный изгиб доски с запасом по краям от 0,5 до 2см (в зависимости от размера иконы). На рамку внутри, в месте соприкосновения с иконой, желательно наклеить бархатную полосу (можно использовать синтетический флис). Икона должна свободно помещаться в киоте, нигде не прилегая плотно. Иначе при подвижках доски икону заклинит, может повредиться доска или живопись. Фиксируется внутри брусочкам или толстым гофрированным картоном.

Ни в коем случае нельзя подпиливать или иным способом приспосабливать иконы по размеру к неподходящим по размеру киоту или иконостасу!

При изготовлении киота для иконы, написанной на холсте (т.е. для картины на подрамнике), расстояние до стекла, наоборот, нужно сдел
ать минимальным, ок.2-5мм. Воздушный объем (т.е. собственно объем киотного ящика) необходимо расположить сзади картины. Это делается для предотвращения прорыва холста упавшим разбитым стеклом. По периметру картина должна иметь зазоры до стенок не менее чем по 1см с каждой стороны.
Картина в накладной (обычной) раме со стеклом или без него должна помещаться совершенно свободно. У подрамника должен быть запас для расклинивания в случае необходимости. Рама закрепляется на картине с тыла на деревянных поворотных небольших планках (вертушках). При провисании холста слегка подбиваются клинья подрамника и размер картины немного увеличивается. Те же рекомендации использовать и при заказе рамы или рамы со стеклом для картин. Кромки по всему боковому периметру желательно закрыть защитными деревянными планками.
Рама (или киот) заказывается с учетом этих планок при обмере периметра картины. Планки постоянно находятся на картине, даже при демонтаже ее из рамы.

Внимание!
Плотно наложенная рама со стеклом или псевдокиот без внутреннего воздушного пространства между стеклом и живописной поверхностью для иконы недопустимы. Прогибающийся пластик вместо стекла дополнительно ухудшает состояние иконы. В узком пространстве внутри псевдокиота застаивается воздух, развиваются бактерии и плесень, краска и грунт иконы начинают шелушится. Также способствует разрушению икон неполное остекление. Оно защищает только часть поверхности и только от разрушительного механического воздействия на краску при поцелуях, но икона все равно пылится, её протирают тряпкой и все неблагоприятные перепады внешних условий в полной мере воздействуют на памятник. Например, при кроплении храма в закрытую часть струйками стекает и долго не испаряется вода(хоть и святая, но с теми же физическими свойствами). От этого часто появляются белесые потеки на изображении. Это следствие разложения лака или олифы. Икона портится от  брызг масла подвесных лампад, обычно висящих выше закрытой части. К тому же, провоцируется рост плесени.


Доставка на реставрацию. Как подготовиться.

Не протирайте икону от пыли и не пытайтесь «улучшить» ее вид перед встречей с реставратором. Не заворачивайте иконы в полотенца и другую ткань, особенно ворсистую, махровую. На ней может остаться половина изображения.
Наилучшая обертка после реставрации – гладкая бумага, калька под тушь. Она также идеальна для длительного хранения «здоровых» икон в шкафах, напр., в ризнице. На боковой стороне обертки при хранении подписывают маркером название и инв.№. Но до реставрации ничем поверхности касаться нельзя, бумажной оберткой или тканью - все равно!
Если в боковом свете поверхность имеет неровности – значит, возможно, началось разрушение иконы. Тогда перевозить икону можно только в горизонтальном положении, ничем не касаясь лицевой поверхности и ни во что НЕ заворачивая! Например, в подходящей по размеру коробке от обуви с крышкой.
Горизонтальное положение - это вообще самый безопасный способ и транспортировки и хранения икон, для аварийных (разрушающихся) икон – обязательный. Так иконы могут пролежать десятки лет, не повредившись дополнительно.
Для икон среднего размера можно сделать коробку нужного размера из картонных упаковочных коробок, скрепив и обмотав их скотчем. Большемерные иконы осторожно перевозить в машине в горизонтальном положении, несколько икон – сделав из фанеры и досок подставки и разместив иконы горизонтально - «этажами».
Если есть возможность, сфотографируйте свои иконы в боковом свете, (например, у окна) или хоть как-то, положив рядом линейку. Старайтесь,чтобы стороны иконы/картины были максимально параллельны сторонам кадра. И сначала проконсультируйтесь о её состоянии с реставратором. Такое возможно и по электронной почте. В особо тяжелых случаях необходимо организовать противоаварийные работы на месте.

Помните, что человек имеет право браться за реставрацию икон (или картин, и чего угодно иного), только получив специальное профессиональное образование и (до 2005г.) пройдя аттестацию в Министерстве культуры. При этом его узкой специализацией должна быть для икон и/или картин – реставрация станковой темперной (и/или масляной) живописи. Это будет отражено в дипломе о высшем  (или хоть среднем специальном) профессиональном образовании только государственного образца, а если реставратор получил диплом до 2004 года - то и в аттестационном удостоверении художника-реставратора (выдается и продлевается в Министерстве культуры РФ, с фотографией и гербовой печатью). Специальность называется только художник-реставратор! Остальное - самодеятельность. 
Имеется четыре аттестационных уровня, отражающих навыки и опыт специалиста. С третьей, начальной, до высшей. Переаттестация до 2005 проводилась примерно раз в пять лет. При плохом качестве работы реставратор мог не пройти её и не подтвердить категорию. В идеале категория должна была повышаться с каждой следующей переаттестацией. Это означает, что реставратор совершенствует свои навыки, рассчитывает при работе на внешний контроль.
С 2005 года и на данный момент аттестационная комиссия МинКультуры распущена, т.к. у государства сохранность памятников не является приоритетом. Сейчас можно опираться только на данные документа об образовании и с места работы реставратора.
Если вы на данный момент не можете позволить себе полную реставрацию или не можете найти профессионального реставратора - отложите реставрацию иконы, как отложили бы операцию, для проведения которой нет хирурга, хотя и есть знакомый провизор в аптеке (см. правила выше). Ничто так не разрушает иконы, как некомпетентное вмешательство человека и стихийные бедствия.
Скачать текст можно тут и там.
Дальнейшее исключительно некоммерческое распространение только в неизменном виде с прямой ссылкой на первоисточник, предложения о сотрудничестве - сайт РестПросвет.






Поиск

Друзья сайта
  • Сайт РестПросвет
  • Конный театр НИКА
  • МикроклиматДифура


  • ikona-v-kiote.ucoz.ru © 2024